Проигрыватель пластинок ссср. Советские лазерные проигрыватели и их создатели

СССР был уникальной страной, в которой тотальный дефицит товаров народного потребления мог соседствовать с уникальными техническими разработками. Первые лазерные проигрыватели в Союзе появились раньше, чем начали официально издаваться компакт-диски.
При этом население стояло в очередях за кассетами и виниловыми пластиками, которые доставались с огромным трудом, как и качественная аппаратура для их воспроизведения.

Не считая винилов с речами советских вождей и советскую эстраду, которые присутствовали на полках музыкальных магазинов в относительном изобилии.
При этом такой формат как CD в мире существовал с 1979-го года, а проигрыватели и диски успели переродиться из предметов роскоши в относительно доступную аппаратуру для среднего класса. В СССР, напротив, на протяжении всех этих лет широкие массы попросту не знали о существовании такого формата. Единицы тех, у кого была возможность купить CD-проигрыватель за пределами необъятной Родины, как правило, не использовали этот шанс. В разы чаще покупались магнитофоны и LP-проигрыватели. Ибо дисков в СССР в продаже не было даже у «фарцовщиков», а если и появлялись – стоили безумных денег. Ситуация изменилась в 1987-м году.

Луч лазера в тёмном царстве горбачёвской эпохи

По иронии судьбы разработка первого лазерного проигрывателя в СССР начиналась в городе, который обеспечивал страну аудиокассетами. Именно Таллиннский завод музыкальных кассет сотрудничал с BASF и был лидером советского кассетного производства. Но речь сейчас не о нём.
Инициатива создания советского CD-проигрывателя принадлежала уникальному для позднего СССР учреждению «Управление организацией фирменной торговли, изучения спроса и рекламы «Орбита». Умные люди из этого маркетологического ведомства, имена которых история не сохранила в доступных для меня источниках, в 1985-м году настояли на том, чтобы Министерство Промышленности Средств Связи озаботилось выпуском столь необходимой для советских людей вещи.


Важно, что в 80-е технологическое отставание советских предприятий от западных (особенно на потребительском рынке) было настолько сильным, что у населения возникал резонный вопрос об эффективности советской системы хозяйствования. Перестройка и гласность, свалившиеся на головы советских людей с приходом Горбачева, повысили градус общественного недовольства.
В то время многим казалось, что появление на прилавках новых высокотехнологичных товаров и их доступность в торговой сети может существенно ослабить протестные настроения. Не последняя роль в этой попытке доказать советским людям, что разваливающийся Союз «еще способен догнать и перегнать…» отводилась звуковоспроизводящей аппаратуре.

Без палок в колёсах всегда легче

Насколько можно судить по разрозненным воспоминаниям сотрудников Таллиннского завода «Пунане РЭТ», никаких проблем организационного плана и вопросов с необходимостью разработки в то время не возникало. Это были уже не 70-е, когда Лихницкому и Ко приходилось убеждать застойно-брежневское начальство в том, что стране нужны «Бриги» и «Корветы». Интересно, что, как и в случае с легендарными усилителями, первый CD-проигрыватель разрабатывался на предприятии, основным профилем которого являлись заказы для ВПК. Непосредственное руководство проектом было поручено 30-летнему инженеру Владимиру Макарчуку.

Гибрид Philips и Sharp, а также первые микросхемы Intel в советской технике

Как и в случае с другой техникой высокой верности воспроизведения, за основу взяли уже существующие западные образцы. Им оказались популярные в Германии и Франции CD-проигрыватели корпорации Philips. На основе нескольких моделей Philips (главным образом Philips-100) была создана компоновочная схема проигрывателя. Характерной особенностью этих образцов была крышка, открывавшаяся вверх, как у многих магнитофонов того времени. При этом заимствовали концепцию дизайна у японской компании SHARP. Плагиат такого рода был характерен для всей аудиотехники, выпускавшейся под торговой маркой «Эстония».


Нельзя сказать, что опытные образцы копировались полностью, но многие технические решения заимствовались, так как опыта создания подобной техники просто не было. К концу 1986-го года стало понятно, что в короткие сроки невозможно и нерационально создавать собственный привод для CD и ЦАП. Подобные самостоятельные разработки и даже копирование существующих предполагали выделение неимоверного количества ресурсов, как человеческих и материальных, так и временных. При этом заказ «партии и правительства» (тм) на советский лазерный проигрыватель должен был быть реализован к выставке машиностроения, посвящённой 70-летию Великого Октября.
В результате изысканий, проведенных таллинскими специалистами, в качестве базового привода для советского устройства был выбран Philips CDM-2, ЦАПом стал Philips 2Х TDA 1540P. Схемотехника во многом повторяла западные аналоги, однако, была адаптирована для использования советских комплектующих.
Сотрудники конструкторского бюро завода «Пунане РЭТ», разрабатывавшее проигрыватель, одними из первых внедрили микропроцессорное управление в CD-проигрывателе. Были использованы два 8-ми битных микропроцессора Intel. Многие также утверждают, что надёжность системы питания советского проигрывателя многократно превосходила оригинал от Philips.

Эстония ЛП-010 Стерео

Так появился проигрыватель Эстония ЛП-010 Стерео, который заслуженно считается первым устройством такого типа, созданным в СССР. По поводу количества этих устройств существуют совершенно разные данные. В одних источниках указывается, что они серийно выпускались в течение 2-х лет и их было более 2500, в других пишут, что их были считаные единицы (50 штук), а также, что было только мелкосерийное производство и количество не превысило 200 штук на союз.


Так или иначе существует достаточно достоверное свидетельство, что по крайней мере один проигрыватель «Эстония ЛП-010» попал в розничную сеть и продавался в ГУМе за 1100 советских рублей. Сюжет с выставки, на которой было продемонстрировано советское чудо техники попал в программу «Время».
Однако, большинству советских людей не стало от этого легче. Компакт-диски в СССР не производились (с 1990-го года выпускались малыми партиями, в основном для экспорта), да и стоимость устройства была эквивалентна стоимости нового автомобиля.
Уже в 1988-м году в СССР принимают 2 новых ГОСТа, которые описывают компакт-диски, - ГОСТ 27667-88 «Система цифровая звуковая „Компакт-диск“. Параметры» и ГОСТ 28376-89 «Компакт-диск. Параметры и размеры».
Появляются также сведения, что устройство было выпущено раньше, в 1984-м – 1985-м, а в 1987-м году просто попало на выставку и было продемонстрировано широкой общественности. А также, что инженер Макарчук, просто сотрудник завода «Пунане РЭТ», поехавший на выставку, а разработкой занимались другие люди (мол молод ещё был в 1984-м). Подтверждений ни первой, ни второй версии нет, остается лишь факт, что в середине 80-х был разработан первый советский CD-проигрыватель.

Филипс и Эстония - близнецы братья

Вторым (а по утверждению многих – первым) серийным проигрывателем в СССР, стала Эстония ЛП-001, пущенная в серию в 1989-м году. Схемотехнически и конструктивно это была практически точная копия Philips CD204. В отличие от предыдущей разработки, была заимствована практически вся элементная база. Кроме корпуса, фольгированного стеклотекстолита для плат, пластиковых деталей, вакуумно-люминесцентного табло, резисторов, проводов и элементов крепления, все детали устройства были импортными. Из характерных особенностей, существенно отличавших его от первого, можно выделить выдвижной лоток для диска, вместо крышки.



Philips CD204

Эстония ЛП-001
«Тираж» устройства по большинству источников, которые можно считать достоверными не превысил 2500. Достать этот аппарат было немного проще, чем описанный выше, но купить в магазине было практически невозможно. В то время для того, чтобы что-то достать существовали специальные люди. Комиссионные этих «полезных» людей составляли около 100 % от стоимости доставаемого дефицитного товара.
До развала союза было выпущено еще несколько советских CD-дек, которые, к не счастью, не могли существенно изменить ситуацию, в силу острой нехватки носителей и малых серий выпуска.



Советский CD
Отечественный выпуск компакт-дисков начался только в 1990-м году. Известно, что наиболее рьяным сторонником собственного выпуска CD в Союзе был ведущий специалист Управления ВФГ «Мелодия» Вадим Васильевич Смирнов. Он слыл экспертом в цифровых носителях и убеждал руководство всесоюзной фирмы грамзаписи закупить оборудование, а не выпускать за бугром. Этот человек определил, какое необходимо оборудование и подготовил почву для её закупки.
Выпуску первых CD в СССР предшествовала 2-летняя стажировка сотрудников «Мелодии» на западных предприятиях, где они подробно изучали технологии записи и производства дисков. Обученные спецы не подкачали, и в 1989-м появился первый советский CD с записью «Стихира на тысячелетие Крещения Руси», композитора Родиона Щедрина.

Итог

Все мы знаем, что усилия инженеров и чиновников от промышленности пошли прахом в августе 1991 года. Серийному выпуску новорожденных советских лазерных проигрывателей и компакт-дисков было не суждено просуществовать более 4-х лет. Социально-экономическое безумие 90-х и повальная приватизация развалили промышленность, раздробившегося колосса. Предприятие, на котором начинался выпуск первых советских CD-проигрывателей, вообще оказался в другой стране. Но это уже совсем другая история…


Краткая справка...

Сперва немного систематизированной информации, чтобы ты мог легко ориентироваться, не используя мозг.

60-е годы в СССР: моно-звук, черно-белое ТВ, ламповая аппаратура, проигрыватели винила, катушечные магнитофоны.

70-е годы : стерео-звук, постепенный переход на цветное ТВ и транзисторные схемы, проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, допотопные бобинные видеомагнитофоны.

80-е годы : все то же, что в 70-е, плюс бытовое VHS-видео, и уже к концу десятилетия - компакт-диски и цифровая схемотехника.

Конец краткой справки

Начнем с того, что радиоаппаратура и электроника в СССР делилась согласно госстандартам на классы. Причем, чтобы понять к какому социальному классу принадлежит магнитофон или телевизор, вовсе не обязательно было искать описание в интернете. Первая цифра в названии устройства обычно обозначала именно его уровень. Допустим «Вега 108» - явно проигрыватель 1-го класса. А «Легенда 404» - явно четвертого. Первый класс «Веги» - это как бы сейчас сказали премиум сегмент, а четвертый «Легенды» - стартовый бюджетный. «Олимп-004» таким образом - даже не премиум, а лакшери, то есть высший класс.

Конечно, нам, потребителям-обывателям, хотелось иметь аппарат классом повыше, но в советской реальности всегда был элемент хаоса. Какие-то марки народ любил за неприхотливость и стабильность, а каких-то избегал что есть сил, даже если на них лепились этикетки первого-второго класса. Действительно, все эти обозначения классовой принадлежности базировались только на паспортных данных устройства, а вовсе не на его реальной надежности и пригодности.


Покупка непроверенного бренда, сделанная спонтанно, без консультаций с друзьями-специалистами обычно кончалась тем, что ты потом всю оставшуюся жизнь носил этот несчастный магнитофон в ремонт. И что особенно печально - наблюдал бы, что мастерская завалена точно такими же сломанными аппаратами, как твой!

Почему все бывшие дети СССР до сих пор с теплотой поминают магнитофоны «Электроника 302» или «Маяк 205»? Вовсе не потому, что они были как-то особенно качественны, красивы или дешевы. На самом деле ни одного из этих трех качеств у них не имелось! Но зато они были неубиваемы, жрали любую пленку, включались в самой поганой электросети. И в качестве бонуса при этом еще и воспроизводили какую-то музыку.


Можно ли было на одну зарплату рабочего купить хороший стерео-магнитофон? Теоретически да, были неплохие модели второго класса по 200-250 рублей, но надо учитывать в основном то были так называемые «деки», они же «приставки» - то есть аппарат, который только кассеты/катушки крутил, а к нему надо было подрубать отдельный стерео-усилитель и две колонки. В общем уже надо было вести речь о трех зарплатах.

Мало кто знает, но львиная доля популярных советских проигрывателей, магнитофонов и даже колонок копировали какие-то западные (в основном японские или немецкие) хитовые модели. Внешне, бывало, сходство удавалось разительно. Про качество вежливо помолчим.

Катушечники (они же бобинники) еще были способны перезаписывать звук по-человечески. Но все равно вот через что тебе приходилось пройти, чтобы послушать одну запись:

Достать катушку из коробки, и убедиться, что готова именно та сторона ленты, которую ты хочешь слушать. Если это не так - перемотать катушку целиком на пустую. 2-4 минуты.

Зарядить катушку, пропустив ручками ленту между тучей валиков и намотав цветной кончик ленты (ракорд) на пустую принимающую катушку. 1 минута.

Включить магнитофон и усилитель. Пустить пленку. При каждом втором запуске оказывалось, что звук идет совершенно глухой. Надо было остановить воспроизведение, вытащить пленку, протереть головку ваткой со спиртом или водкой. Зарядить все обратно. 1-2 минуты.

У кассетных магнитофонов еще часто требовалось отверткой подстраивать головку для записей, сделанных на других магнитофонах. Это делали прямо на ходу, по ходу воспроизведения.


Наиболее частые опасности:

Зажевывание пленки в механизм. На катушечниках бывало редко, на кассетных магнитофонах настолько постоянно, что приравнивалось к норме жизни.

Обрыв пленки. Лечится утомительной процедурой с подрезкой и склеиванием скотчем. Если запись сделана на малой скорости, то в музыке на месте склейки появится небольшой провал.

О постоянном загрязнении головки мы уже писали чуть выше. Виной тому, как правило, поганые советские магнитофонные ленты. Среди катушек марка завода «Свема» была особенно ужасна. «Тасма» - ни рыба ни мясо. «Славич» - уже неплохо. OrWo производства ГДР - очень хорошо. Ну а буржуазные так и вовсе отлично, но стоили космически.

Если магнитофонные бобины производства СССР еще как-то можно было использовать, то легендарные советские кассеты МК-60 были подлинным проклятьем всей страны, и повсеместно считались непригодными.

Со временем, и довольно быстро, у магнитофона изнашивались воспроизводящие головки (требовалась замена). Также растягивались резиновые пассики (звук начинал плавать).

Заметь, мы даже не рассматриваем аспект того, какого кошмарного качества были сами записи. Ведь и на самых первоклассных аппаратах потери звука при перезаписи были ощутимы. Самые дорогие трехголовочные магнитофоны давали возможность сравнивать оригинал и получившуюся запись прямо на ходу, система называлась «сквозным каналом».


За что вы терпели такие мучения? - удивится молодежь. Ну ладно у вас в СССР не было денег на фирменный iPod. Но ведь можно было винил крутить!

С этим еще интереснее. Практически в каждом доме были пластинки Аллы Пугачевой, а также ансамблей Поля Мориа, Бони Эм и АББА. Это то немногое из популярной музыки, что фирма «Мелодия» честно и много выпускала. Правда, за Бони Эмом бы пришлось постоять в очереди. А лицензионную пластинку ансамбля «Урия Хип» в магазине бесполезно было ждать, сразу требовалось идти к спекулянтам. Это, кстати, единственная капиталистическая хард-энд-хэви группа, опубликованная в СССР до перестройки.


Качество советского винила пребывало где-то на среднемировом уровне. Оно было сквернее английских, японских или голландских пластинок, но все же сильно лучше, чем у болгар или поляков. Согласно легенде, самые качественные тиражи «Мелодии» обклеивались черным лейблом-яблоком в центре пластинки. Далее шли синий и потом красный (как на фото выше). Хуже всех - розовые и белые. Надо сказать, что черные и синие лейблы действительно смотрелись богаче.

Хуже всего работникам всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» удавались обложки - кошмарным было все, от изувеченных картинок до мутных красок и рыхлой тонкой бумаги.

Но даже такие пластинки требовалось искать долго и настойчиво. В постоянном ассортименте и без очередей был детский репертуар, эстрада и не самая востребованная классическая музыка. Больше всего имелось на полках дисков с речами генсеков, сборниками лучших партийных выступлений и аудиоисторий героического комсомола.


Стоил советский винил недорого, обычно от полутора до трех рублей. Что особо отрадно - в Советском Союзе почему-то умели делать хорошие виниловые вертушки, которые до сих пор являются предметом коллекционирования и пребывают в рабочем состоянии. Особенно все любят вспоминать «Корвет», правда и стоил он несколько месячных зарплат.


Сейчас такой можно купить по объявлению на «молотке» или «авито», но, учитывая чисто механическую натуру прибора, за годы он износился и требует аккуратных доводок.

Тут самое время вспомнить о том, что вовсе не безгрешные лучезарные носители музыки, как о них сейчас сочиняют в аудиофильских форумах и околомузыкальных журналах. Перечислим все беды, связанные с прослушиванием винила в те времена, да и сейчас:

Порча пластинки от всего: ударов, царапин, жидкостей, солнца, неправильного хранения.

Изнашивание пластинки

Изнашивание иглы проигрывателя (и самые продвинутые дорогие алмазные иглы все равно требуют регулярной смены)

Изобилие пластинок с заводским браком: кривых, сбойных, песочных. Причем многие из этих дефектов не проверишь при покупке. А они ведь характерны не только для советской, но даже для буржуазной фирмовой пластмассы.

Характерное сильное падение качества звука на песнях, которые ближе к центру (так как скорость записи/считывания информации падает, а плотность информации растет).

Капризность техники. Если активно танцевать и топать ногами на вечеринке, то игла на пластинках будет скакать.

Вертаки с дешевыми или изношенными иглами портили пластмассу. Иногда достаточно одного прослушивания, чтобы наделать в пластинке невосполнимых бед.

Падение качества звука по мере увеличения тиража альбома (так как штамповочная матрица на заводе изнашивается).

На самом деле список виниловых бед далеко не полный - в приступе вдохновения опытный винилопользователь составит каталог претензий пунктов на пятьсот.


Заграничные пластинки проникали в страну контрабандой и стоили соответствующих контрабандных денег. В портовых городах вроде Мурманска цена поменьше, в Москве, где спрос наибольший, соответственно и расценки недетские. 70-80 рублей за импортную пластинку было обычной ценой - это больше, чем стипендия студента. Актуальные и востребованные альбомы - по 100-150 рублей за штуку, то есть как зарплата научного работника или служащего. То есть быть фанатом меломаном и содержать семью было мало реально. Хотя многие собиратели втягивались в этот бизнес и имели стабильный нелегальный доход.

Большинство же советских людей к импортному винилу доступа не имело. Новые записи переписывались с магнитофона на магнитофон у друзей. Или же заказывались в так называемых «Студиях звукозаписи», как легальных, так и нет.

Мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).

Базовые термины

На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:

    Планшайба (столик) - диск, на который кладётся пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счёт инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на планшайбу сверху кладётся коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.

    Тонарм - рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.

    Противовес - составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.

    Регулировка компенсатора скатывающей силы (или, если по-простому, антискейтинг).

    Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.

Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга . В противном случае его покупать нельзя. У многих совсем дешёвых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены всё время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P (подробнее об этом - чуть ниже).

Новый или винтаж?

Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.

Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта. Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей. Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п. Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.

При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно - хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.

Ещё один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса. Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей - штука недешёвая. Это тоже стоит принимать во внимание.

Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления - просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.

Привод: прямой или ременной?

По большому счёту все вертушки делятся на два типа[^1]: с прямым приводом (когда столик насажен непосредственно на ось двигателя) или с пассиковым (когда вращение передаётся с помощью резинового пассика).

Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость и подходят для скретчинга и прочих диджейских штук. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.

Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у неё обязательно были бы:

  • кварцевая стабилизация частоты вращения...
  • и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.

Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом - необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.

Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?

Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:

Всё бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы - ещё более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону - это отличное занятие для людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.

В результате в 70-е годы у части производителей под чутким руководством Matsushita (Technics) лопнуло терпение, они почесали в затылке и придумали стандарт T4P (он же - P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1.25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:

Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.

Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, всё не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.

В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем - для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.

Тонарм: прямой или S-образный?

Два самых распространённых на сегодняшний день типа тонарма - прямые и S-образные . Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жёстких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).

На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.

Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.

При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи. В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая цельнотянута с Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009. Также неплоха, например, «Электроника ЭП-060», которая оснащалась кварцевой стабилизацией частоты вращения и линейным 120-полюсным двигателем. Если этим проигрывателям сделать профилактику, можно получить очень неплохой звук.

К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.

А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 - это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure). ГЗМ-055 - полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.

Косвенные признаки хорошего винтажного проигрывателя

Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой:

    Деревянный плинт. Дерево, особенно ценных пород, - достаточно дорогой материал, на фуфло его не переводили.

    Использование всяких хитрых материалов. Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.

    Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и планшайба, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).

Так что покупать-то?

На мой взгляд, из новых недорогих проигрывателей оптимальным выбором является Project Debut Carbon, который оснащается очень хорошим углепластиковым тонармом и к тому же поставляется с очень достойным картриджем Ortofon OM10. Это очень простая модель с полностью ручным управлением, которая звучит очень неплохо и которую можно апгрейдить в будущем.

Как я уже говорил, винтажных проигрывателей в мире существует гигантское количество. Лично я без раздумий купил бы любую из следующих вертушек:

  • любую модель CEC (Chuo Denki) с деревянным плинтом и ременным приводом;
  • любой Denon с электронным тонармом;
  • практически любую роликовую модель Dual, а также избранные модели с прямым приводом (например, Dual 701 и 704);
  • практически любой Pioneer (не считая поздних пластиковых поделок);
  • любую Sony линейки PS-X с первой цифрой индекса старше 5 (например, PS-X65, хотя вообще этих моделей около десятка);
  • любой Technics линейки SL-1x00 и некоторые модели линейки SL-Q (SL-Q2, Q3, Q33);
  • любой Thorens с тонармом TP-16 или TP-22, тяжёлым опорным диском и деревянным плинтом;
  • любую модель Trio/Kenwood с деревянным или композитным плинтом (начиная от KD-2055).

Хотя и этот список далеко не полон.

В следующий раз мы поговорим о катриджах. И это будет ещё интереснее.

[^1]: Есть ещё проигрыватели с роликовым приводом, но они сейчас встречаются настолько редко, что о них можно забыть.

Твитнуть

Сегодня доступен огромный выбор виниловых проигрывателей, различных как по цене, так и по классу. Помимо новодела, существует множество зарекомендовавшей себя винтажной техники. Под винтажем часто подразумевают японские, немецкие и прочие вертаки, имеющие зарубежное происхождение. Советская аудиотехника же вспоминается сухими электролитами, заводскими дефектами и сравнивают ее с зарубежной начального уровня. Однако это не всегда верно.

В данном обзоре мы на примере совместной деятельности Бердского радиозавода и польского объединения Unitra, под названием Арктур 006, убедимся, что в Советском Союзе, помимо всякого барахла, производилась и серьезная аудиотехника, которая и сегодня может составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Кстати, поляки позаимствовали конструктивные особенности ЭПУ и тонарма данного проигрывателя у проигрывателей Fisher.

Исторический экскурс и технические характеристики

Бердский радиозавод в начале 1983 года выпустил сетевой транзисторный электропроигрыватель «Арктур-006-стерео». Предназначался он для работы с Hi-Fi-комплексом звуковоспроизводящей радиоаппаратуры. Выполнен проигрыватель на базе двухскоростного ЭПУ G-2021, со сверхтихоходным электродвигателем и прямым приводом. В ЭП имеются регулятор прижимной и компенсатор скатывающей силы, подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, переключатель скорости и автовозврат тонарма по окончанию грампластинки. Частота вращения диска 33, 45 об/мин. Диапазон рабочих частот - 20 Гц–20 кГц. Коэффициент детонации - 0,1%. Относительный уровень рокота -66 дБ. Уровень фона -63 дБ. Габариты электропроигрывателя - 460х200х375 мм. Масса - 12 кг.

Рассмотрим поближе

Аппарат, который я недавно приобрел с рук, был произведен в 1985 году. Со слов предыдущего владельца, у проигрывателя была проделана вся необходимая для нормальной работы профилактика. Как оказалось на поверку - внутри стоят советские электролиты, однако их емкости соответствуют номиналу. В проигрывателе стоит все заводское, не считая петель-держателей крышки (заводские довольно хрупкие). Вмешательств, помимо замены головки звукоснимателя, не было, хотя и существует масса способов добиться от него существенно лучшего звука и способов его доработать. Но лично я не вижу в этом никакого смысла: в стоке проигрыватель звучит вполне прилично, а если хочется лучшего звука - незачем уродовать технику, которую уже не выпускают, ее не так много осталось, проще сразу купить аппарат классом повыше.


Внешний вид

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, в который установлено польское прямоприводное ЭПУ с S-образным тонармом и тяжелым диском. У проигрывателя имеются нерегулируемые резиновые ножки.


Довольно типичный внешний вид для прямоприводных проигрывателей тех лет, добротная конструкция и наличие всех необходимых элементов управления

Сзади у проигрывателя есть два выхода: один со встроенного фонокорректора, второй в обход, для подключения к внешнему. При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.


Разъемы типа СГ-5, также известные как DIN 5

Проигрыватель имеет тяжелый опорный диск, который в то же время является ротором электродвигателя, по внутренней его части наклеена магнитная пластина.

Под ним расположен статор электродвигателя.


Статор электродвигателя

Тонарм выполнен целиком из металла, в его конструкции нет ни малейшего люфта. Единственное, что вызывает вопросы - противовес, который сидит недостаточно плотно, да и проградуирован он с шагом в 0,5 г, что существенно усложняет процесс точной настройки прижимной силы без весов. Шелл не имеет прорезей для более точной настройки угла захода, однако он съемный и может быть заменен на любой другой.


Проигрыватель в работе

Включается проигрыватель одним щелчком тумблера, при поднесении головки звукоснимателя к началу пластинки диск начинает вращаться, остается лишь выбрать нужную дорожку и опустить микролифт. Подстройка скорости вращения и управление проигрывателем осуществляются с соответствующей панели. При нажатии клавиши «стоп» или по окончании стороны, срабатывает автостоп и автовозврат тонарма в исходное положение.


Огромный плюс - два подстроечника под 33 и 45 скорости, для точной подстройки скорости вращения. Не нужно лезть с отверткой под низ проигрывателя, как в большинстве новодельных аппаратов. Из недостатков - необходимость после прогрева микросхемы управления электродвигателем немного подстроить скорость. Также при покупке этого проигрывателя «с рук» проверяйте, чтобы скорость не плавала. У данной модели это распространенная неисправность. Покупка винтажной аудиотехники - всегда лотерея, но в данном случае лучше немного переплатить, чем купить за копейки нерабочий аппарат.


Стробоскоп, как положено всем прямоприводным проигрывателям

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End - это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.


Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.


Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.


Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР - настолько он мягкий, детальный и живой.

Выводы

Арктур 006 - несомненно один из самых достойных проигрывателей, произведенных во времена Советского Союза, и по сей день остается отличным выбором для меломанов, виниловодов и аудиофилов, которые не очень хотят тратить деньги на простенький вертак из опилок и с моторчиком от кассетника. Проигрыватель хорошо себя показал с американской головкой, можно смело сказать, что это отличная связка для отыгрывания рока и его разновидностей, включая тяжелый металл. Если сравнивать Арктур 006 с современными конкурентами - их в ценовом диапазоне до 30, а то и до 50 тысяч рублей попросту нет. Однако с тем лишь условием, что данный проигрыватель находится в полностью исправном и рабочем состоянии.

Достоинства: Прямой привод, тяжелый диск, S-образный тонарм без единого люфта в конструкции, автостоп, огромные возможности по улучшению и всевозможным доработкам

Недостатки: Пластмассовый корпус, отсутствие качественной виброразвязки, польские микросхемы управления ЭПУ и связанные с ними неисправности, при взаимодействии с некоторыми отдельными экземплярами могут потребоваться прямые руки, чтобы вернуть их к жизни

Отдельная благодарность за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.

На просторах постсоветского пространства до сих пор продолжается спор о том, какая модель винилового проигрывателя лучше. Инженеры старались создать уникальный аналоговый звук. Именно поэтому винтажная техника продолжает пользоваться популярностью и сегодня. При незначительной модернизации устройства можно получить качественное аналоговое звучание.

Электроника Б1-01: универсальная модель

По мнению многих аудиофилов лучшие виниловые проигрыватели СССР - Электроника Б1-01. Практически идентичные по звучанию устройства Б1-011, Б1-04.

Внешние особенности:

  • стол из натурального дерева;
  • отличные технические характеристики тонарма и антискейтинга;
  • переключатели из алюминия;
  • классический дизайн;
  • жесткий, прочный диск и шелл.

Модель Б1-01 была разработана и выпущена в далекие 60-е годы. Над производством трудилась компания «Thorens». Комплектация была дополнена тонармом «SME». Команда тбилисских инженеров потратила много времени и сил для того, чтобы получить совершенное звучание.

Технические особенности устройства:

  • воспроизведение осуществляется при помощи ременного привода;
  • диск литой, полностью состоящий из мощного цинка;
  • двигатель функционирует на низких скоростях;
  • непревзойденное качество работы шасси, тонарма и подшипника диска;
  • минимальное количество изгибных колебаний посредством использования литой верхней панели;
  • тонарм жесткий, поскольку состоит из толстой трубки.

Естественно, что модель несовершенна. Однако, при правильной настройке в домашних условиях удается получить потрясающее звучание.

Купить проигрыватель винила по выгодной цене можно тут: http://audiovideomir.com.ua/proigrivatel-vinila/ . Для обеспечения стабильного вращения диска устройству потребуется:

  • поверхность оси должна быть хорошо отполирована, а втулка подшипника оставаться неподвижной;
  • диск статичен и неподвижен;
  • ремень шлифуется с использованием специального материала, поэтому приобретает структуру тонкой шкурки;
  • между трущимися поверхностями равномерно распределена смазка из веретенного масла.

Винтажные виниловые проигрыватели обеспечены качественным резиновым матом, под который следует дополнительно положить круг из шерстяной ткани.

Электроника-012: усовершенствованная модель

Современные проигрыватели генерируют идеально точный и мощный звук. В модели этого образца производитель использует ряд улучшений:

  • инновационная схема генератора и автостопа;
  • конструкция тонарма;
  • внешние характеристики;
  • более комфортное управление.

Электроника ЭП-017: великолепный проигрыватель

В конструкции модели используется уникальный тонарм. Он приводится в движение посредством электрического двигателя. Устройство функционирует на обратной связи, благодаря которой производится электродинамическое демпфирование. Инженеры компании постарались предусмотреть все нюансы процесса, поэтому усовершенствовали всю схемотехники.

Во время работы тонарм свободно двигается. Его качественное закрепление можно ощутить при ручном движении влево или вправо. Создается полное впечатление того, что тонарм буквально зависает в воздухе. Движения настолько плавные, как будто они проводятся по маслу.

Эту разницу в движении можно ощутить своими руками. Однако, вам не удастся также легко увидеть отличия в схемотехнике. Производитель используется прямой привод. Тонарм качественно воспроизводит звук даже с кривой пластинки, которую не могут играть другие устройства.

Все описанные выше проигрыватели винила обладают отличными характеристиками для формирования четкого звука. По мнению многих аудиофилов лучший среди них - Электроника Б1-01. Его технических характеристик хватит для того, чтобы соперничать с любой зарубежной моделью. Производитель дополнительно оставил возможность модернизации устройства в процессе использования.

При доработке любой модели можно получить отличный аналоговый звук, поэтому винтажная техника никогда не перестанет быть популярной. Производители проверяли качество каждой детали, поэтому проигрыватель выдержит даже долгое интенсивное использование.

Похожие статьи